Концепция Индекса

Индекс разработан с целью сопоставления уровня развития транспортного комплекса мегаполисов, определения его слабых и сильных сторон, выявления резервов дальнейшего совершенствования и разработки на этой основе рекомендаций в сфере транспортной политики.

Разработка Индекса осуществлялась в три этапа. На первом этапе был проведен анализ российских и международных показателей, в сводном виде характеризующих развитие транспортного комплекса на уровне ведущих городов мира; собраны и проанализированы исходные статистические данные, имеющиеся по сопоставимым мегаполисам. На этой основе в ходе второго этапа была сформирована методика построения Индекса развития транспортного комплекса мегаполисов. Третий этап предполагал расчет ключевых показателей, входящих в состав Индекса, исчисление собственно значения Индекса для рассматриваемых мегаполисов, а также анализ полученных результатов.

Структура Индекса сформирована таким образом, что она охватывает все наиболее значимые направления развития транспортного комплекса мегаполисов. Указанные направления были систематизированы в ходе анализа планов, программ и стратегий развития мегаполисов в транспортной сфере. Индекс состоит из четырех субиндексов (рис.1), отражающих основные направления развития транспортного сектора: доступность транспортных услуг для населения, качество транспортного обслуживания населения, безопасность дорожного движения и воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду, а также эффективность грузовой логистики

Структура Индекса.png

Рис.1. Структура Индекса развития транспортного комплекса мегаполисов

Индекс не только отражает важнейшие аспекты транспортного развития города, он характеризует развитие транспортного комплекса с позиции разных категорий пользователей его услуг. Учет интересов различных категорий пользователей транспортной системы при построении Индекса обеспечивается тем, что качество и доступность транспортных услуг для населения измеряются посредством соответствующих субиндексов. Эти показатели рассчитываются, с одной стороны, в отношении пользователей собственных автомобилей, а, с другой, — пассажиров общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов. Оценка транспортных услуг, оказываемых в сфере бизнеса, представлена с помощью субиндекса эффективности грузовой логистики. Задачей такого подхода является обеспечение комплексной, всесторонней и максимально объективной оценки уровня развития транспортной системы мегаполисов.

Посмотреть результаты сопоставления мегаполисов по уровню транспортного развития

Узнать больше о научных исследованиях, проводимых в МГУ имени М.В.Ломоносова